Умственные действия


Умственные действия
— действия человека (от математических преобразований до оценки поведения другого человека), выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь. Этим У. д. отличаются от других видов человеческих действий (например, речевых, физических). У. д. могут быть направлены на решение как познавательных (мыслительных, мнестических и др.), так и эмоциональных задач. Проблема У. д. получила свое развитие в концепции Ж. Пиаже применительно к вопросам о стадиях интеллектуального развития, становлении операций. Различные аспекты генезиса У. д. актуализируются и в связи с проблемой интериоризации, когда последняя рассматривается в качестве объяснительного механизма формирования конкретных видов У. д. на различных этапах онтогенеза. В отечественной психологии У. д. исследуются применительно к проблематике общей, возрастной и педагогической психологии (механизмы конкретных психических явлений, возрастные возможности ребенка, соотношение обучения и умственного развития и т.п.). Понятие У. д. и закономерности их формирования стали центральным моментом разработанной П.Я.Гальпериным поэтапного формирования У. д. концепции. В данной концепции раскрываются закономерности последовательных этапов, которые претерпевает человеческое действие, становясь умственным и приобретая те или иные первичные или вторичные свойства действия. При этом затрагиваются фундаментальные процессы, характеризующие как возрастное развитие психики, так и функциональный генезис психической деятельности человека: материализация, автоматизация, симультанизация и др. У. д., как и другим видам человеческих действий, свойственны две существенные особенности, сочетание которых радикально отличает У. д. как от действий животных, так и от действиеподобных акций совершенных «интеллектуальных» машин. Первая особенность — это бинарная структура, включающая в себя ориентировочную (регулирующую, направляющую, контролирующую) и исполнительную части. Именно характеристики ориентировочной части и определяют те или иные возможности человека (квалифицируемые психологами как индивидуальные или возрастные) в решении конкретных задач. Вторая особенность состоит в опосредствованности как У. д., так и всякого иного человеческого действия различными психологическими орудиями — схемами, формулами, знаками, концентрирующими в себе адекватный задаче общественный опыт. Не рассмотрев особенностей ориентировки человека в конкретных обстоятельствах или упустив из виду специфику используемых им психологических орудий, мы лишаемся доступа к причинам, механизмам регистрируемых характеристик психической деятельности. Расшифровка процесса формирования У. д. создает научно-психологическую платформу совершенствования обучения и целенаправленного влияния на ход умственного развития ребенка. В последние годы результаты исследований по планомерному формированию У. д. находят все более широкое применение в дошкольном, школьном, вузовском, профессиональном обучении. А. И. Подольский
* * *
- действия человека (от математических преобразований до оценки поведения другого человека), выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь. Этим У. д. отличаются от других видов человеческих действий (например, речевых, физических). У. д. могут быть направлены на решение как познавательных (мыслительных, мнестических, так и эмоциональных задач. В отечественной психологии умственные действия исследованы применительно к проблематике общей, возрастной и педагогической психологии (механизмы конкретных психических явлений, возрастные возможности ребенка, соотношение обучения и умственного развития и т.п.). Управление процессом формирования умственных действия (например в рамках концепции поэтапного формирования умственных действия) открывает известные перспективы совершенствования обучения и целенаправленного влияния на ход умственного развития ребенка.


* * *
действия, производимые в уме без опоры на внешние средства или слышимую речь. У. д. могут быть как мыслительными, так и наглядными, выполненными в плане представления. Их отличительный признак состоит в том, что они осуществляются субъектом во внутреннем плане, причем субъект сознает и отличает то, что находится или происходит во внутреннем плане, от всего, что существует вне его. Формирование У. д. всегда ведет к одновременному формированию представлений и понятий об объектах этих действий, а все вместе — У. д., представления и понятия — составляет основу интеллектуальных возможностей человека.


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Смотреть что такое "Умственные действия" в других словарях:

  • умственные действия — действия человека (от математических преобразований до оценки поведения другого человека), выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь. Этим У. д. отличаются от других видов человеческих… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Умственные Действия — система интеллектуальных операций человека, направленных на выявление признаков предметов, которые не даны в перцептивном плане. Основаны на использовании определенных познавательных орудий, выработанных в ходе общественного развития …   Психологический словарь

  • УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ — всевозможные действия (от матем. вычисления или поиска наиболее короткого маршрута по городу до выбора наиболее адекватного обстоятельствам поведения), когда эти действия производятся в уме, без опоры на внешние средства или слышимую речь. У. д.… …   Философская энциклопедия

  • Умственные действия — разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • Умственные действия — разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания …   Словарь по педагогической психологии

  • Действия умственные — действия человека (от математических преобразований до оценки поведения др. человека), выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь. Этим Д. у. отличаются от др. видов человеческих действий… …   Педагогический словарь

  • Действия умственные — разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • Действия умственные — разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания …   Словарь по педагогической психологии

  • НАВЯЗЧИВЫЕ ДЕЙСТВИЯ — – совершаемые человеком регулярные действия, значения которых он не знает и от которых не может освободиться даже в том случае, когда они воспринимаются им как доставляющие беспокойство и страдание.    В своей терапевтической деятельности З.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Предметные действия — (схема действия) в концепции Ж. Пиаже это любое действие, совершаемое ребенком: слежение глазами за объектами, поворот головы, ощупывание, схватывание и т. п. Предметное действие «это то наиболее общее, что сохраняется в действии при его… …   Психология человека: словарь терминов

Книги

  • Индийские танцы. Катхак (2DVD), Хвалынский Григорий. "Катхак"-один из популярнейших стилей классического индийского танца, возникших на севере страны много веков назад. Его ритмическая структура, гармония и движения основанына универсальных… Подробнее  Купить за 451 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.